Детский сад № 14 «Оленёнок» г.Минеральные Воды
« Приобщение детей к ценностям православной культуры,как средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника»
«Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то
начинать надо с детей»
Махатма Ганди
Актуальность проблемы
В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.
Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России будет введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики».
Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих гармоничное формирование духовно-нравственной личности дошкольника и его социального развития на основе ценностей православной культуры
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность и др.);
2. Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;
3. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
4. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
5. Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи; формированию толерантного отношения к представителям других конфессий
6. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
7. Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.
Объект исследования : процесс формирования основ православного воспитания дошкольников через углубленное изучение истории православной культуры родного города и края, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий
Предмет исследования: содержание и технологии формирования основ православной культуры у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование гармоничной духовно-нравственной личности дошкольника будет успешным, если:
-педагоги и родители овладеют знаниями основ православной культуры;
- православное воспитание дошкольников будет основано как на формировании чувства собственного достоинства как представителя православия и толерантного отношения к представителям других конфессий;
- формирование основ православия дошкольников будет основываться на углубленное изучение истории православной культуры родного города и края.
Новизна:
1. Приобщение к традициям родной православной культуры.
2. Создание условий для религиозного обучения в рамках государственной системы образования.
Этапы и сроки реализации инновационного проекта
Наименование этапов и мероприятий. Сроки выполнения
Этап I Диагностическо-проектировочный декабрь2006 -январь2007 г.
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи:
1. Изучить мнение родителей, педагогов.
2. Изучение научной, социально-психологической и специализированной литературы по данной проблеме.
3 Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива.
Этап II Организационный февраль 2007 – май 2007
Цель: создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению основ православной культуры.
Задачи:
1. Обеспечить нормативно-правовую базу проекта.
2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
3. Разработать программу инновационной работы.
4. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
5. Разработать учебный план, расписание занятий.
6. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
7. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
8. Выявить затруднения педагогов.
Прогнозируемый результат:
• Пакет нормативно-правовых документов;
• Методические рекомендации.
Этап III Практический Май 2007 – май 2011
Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно-ориентированного подхода.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по внедрению основ православной культуры.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.
3. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания «Программы духовно-патриотического воспитания детей «Свет Руси» В.Н.Вишневской
4. Апробация вариативных форм работы с детьми (занятия, кружок, праздники, развлечения и др.).
5. Разработка дидактических игр, пособий.
6. Подбор демонстрационного материала.
Прогнозируемый результат:
• научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
• разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей проекта;
• разработка методических рекомендаций;
• коррекция нарушений в поведении детей;
Этап IY Обобщающий Май 2011
Цель: Подведение итогов инновационной работы по внедрению и апробированию программы
Задачи:
1. Проанализировать результаты, деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации программы.
3. Определить приоритетные формы работы с детьми и родителями.
Прогнозируемый результат:
• Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций;
• Аналитическая справка;
• Анализ результатов, полученных в ходе проекта:
- достижений – что сделано;
- трудностей как возможностей, что можно было сделать;
- анализ процесса – между фактическим и необходимым;
• Распространение опыта среди ДОУ города в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры (к 2011 г.)
Условия проведения инновационного проекта:
• научно-методическое и педагогическое обеспечение;
• организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта;
• социальное партнерство (храм, учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).
Работа служб в рамках реализуемого проекта:
Методическая служба обеспечивает:
• координацию планирования работы;
• отслеживание нагрузки на детей;
• координацию деятельности специалистов в ДОУ;
• координацию взаимодействия с социальными партнерами;
• подготовку методического обеспечения;
• разработку перспективно-тематического планирования, методических разработок; отбор методов и приемов;
• подготовку материалов по результатам деятельности;
• организацию обмена опытом;
• ведение отчетной документации.
Психологическая служба обеспечивает:
• сопровождение детей;
• выявление и коррекцию внутреннего психологического состояния ребенка (уровень тревожности, агрессивности, наличие и отсутствие страхов, другие личностные проблемы);
• организация психологической помощи по запросам родителей;
• составление психологических экспериментальных заключений.
Педагогическая служба обеспечивает:
• координирование нагрузки на детей
• подбор и изготовление дидактических игр, пособий, демонстрационного материала, литературы;
• осуществление работы с детьми по программе.
Участники реализации инновационного проекта:
• дети;
• педагоги;
• родители;
• социум.
Способы реализации:
Дети:
• кружковые занятия;
• использование пословиц, поговорок;
• чтение произведений, рассматривание иллюстраций; • экскурсии, посещение храма с дальнейшей беседой;
• создание игровых и проблемных ситуаций;
• практическая художественная деятельность;
• просмотры видеофильмов;
• рассматривание икон, репродукций, картин художников;
• прослушивание аудиозаписей песнопений;
• дидактические, настольно-печатные игры;
• праздники и развлечения;
• обыгрывание и драматизация сюжетов;
• выставки детских работ, участие в конкурсах.
Прогнозируемый результат:
1. Повышение уровня знаний основ православия у родителей и педагогов.
3. Повышения уровня сформированности основ православной культуры у дошкольников ,основанных на углубленном изучении истории православной культуры родного города и края.
4. У детей дошкольного возраста будут сформированы основы толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповедания.
Практическая значимость обусловлена: а) возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности – при работе с дошкольниками и их родителями ; б)возможностью использовать ценности православной культуры как средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника; в) возможностью использования регионального компонента при формировании основ православия и толерантности у детей дошкольного возраста
Экспериментальная группа была сформирована на основе заявлений родителей, желающих, чтобы их дети посещали группу с приоритетным осуществлением православного воспитания.
На первом этапе эксперимента было проведено анкетирование родителей по выявлению наличии знаний основ православия, которое показало, что только 15% семей имели четкое представление о православной культуре и строили домашний быт по православным канонам. 23 % родителей имели определенный уровень знаний, но применяли их на практике от случая к случаю. И у 62% родителей был низкий уровень владения основами православия и соответственно в отношениях с детьми эта сторона воспитания опускалась.
Что касается педагогов, то на первом этапе уровень их компетентности по данной теме был достаточно высок , так как воспитатели прошли специальные курсы и имели необходимый для работы багаж знаний.
На втором этапе работы была создана нормативно-правовая база, разработаны учебный план и расписание занятий, подобрана необходимая методическая литература.
Формирующую часть экспериментальной деятельности мы разделили на несколько этапов:
2006-2007 г. – проводилась работа по теме : «Православное духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» с целью ознакомления и приобщения дошкольников к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного писания и фактов отечественной истории.
Диагностирование детей показало:
-на начало года: дети имеют поверхностное понимание окружающего мира, им понятна, конкретная, причинная связь в рассказах из Священного писания, но их понимание ограниченно еще недоступными им историческими и географическими понятиями. Внимания хватает на несколько минут, большая потребность двигаться. Понятие о Церкви ограниченно исключительно впечатлениями о здании Храма;
- на конец года: понятие детей о Боге определяется мыслью о нем, как о Творце всего окружающего мира, управляющего им.Дети познакомились с Храмом, церковной утварью, они хорошо усваивают короткие молитвы, дружелюбная атмосфера игры и труда на занятиях Закона Божия помогает ребенку для его душевного развития. Общий балл на конец года: 1,9. В ходе работы были разработаны и проведены открытые занятия на темы : «Сретение Господня», «Вход Господня в Иерусалим»,сценарии утренников «Рождественская быль», «Богатыри земли русской»
2007-2008 г. – тема « Театрализация православных праздников- как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель разработки данной темы : способствовать развитию творческих способностей через театрализацию православных праздников, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством и творчеством. Диагностирование детей :
- на начало года: дети плохо знакомы с основами драматического искусства, в игровых ролях мало выразительны, речевая активность детей при создании образов характерных персонажей. Не развито умение передавать мимикой жестами, позой, движением основные эмоции. На конец года: дети охотно участвуют в театрализованной деятельности, разворачивают сюжеты по мотивам Библейских историй и знакомых сказок. Стараются передать характер игрового персонажа, используя мимику, жесты, движение. Общий балл диагностики – 2 б. Разработаны и проведены открытые занятия «Крещение Господня», «Воскресение Христово»,показ мини-спектакля «Колобок»,драматизация стихотворения «Пасхальный лубок».
2008-2009 г. тема «Православное духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель: формирование интереса и уважения к ценностям духовной православной культуры, традициям и истории своего отечества. Диагностика детей показала на начало года: дети имеют слабое представление о героических подвигах защитников Руси и нашего отечества ,истории родного края, жизни своих предков, их традициях, обычаев, культурного наследия. На конец года: воспитанники познакомились с истоками православия, героическим наследием своего народа; у них сформировано чувство уважения к своему отечеству, народу и его героям. Они не только знают о подвигах былинных богатырей, защитников России, но и могут об этом рассказать. Общий балл на конец года- 2.2б. Были проведены открытые занятия по темам «О колоколах и Русском православном звоне», «Благовещение Пресвятой Богородицы»,рождественский и пасхальный утренники, развлечение «Мой город -Минеральные Воды»; возложение цветов на мемориале «Огонь Вечной Славы» 11 января.
2009-2011 г. - тема «Православная культура нашего региона».
Цель: формирование основ православного воспитания дошкольников через углубленное изучение истории православной культуры родного города и края, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий. В процессе работы по данной теме были проведены открытые занятия к праздникам «Святых Жен – Мироносиц», «Всех Святых в земле Российской просиявших»,праздники «День толерантности»,»Земля –наш общий дом», «Люблю тебя ,мой край родной»,»День Победы».
Дети были участниками таких мероприятий : «День первой православной книги», Пасхальный фестиваль детского и юношеского творчества , конкурс рождественского рисунка «Малютка Христос», конкурс художественного творчества «Здравствуй, космос» поздравление ветеранов ВОВ в храме «Всех святых в земле Российской просиявших»
Диагностика знания основ православной культуры
начало года
середина года
конец года
2006-2007
1
1,3
1,9
2007-2008
1,1
1,7
2
2008-2009
1,2
1,8
2,2
2009-2010
1,1
2
2,3
2010-2011
1,2
2
2,5
На протяжении всего эксперимента проводилась диагностика как знаний основ православной культуры, так уровня развития базиса личностной культуры дошкольников.
Уровень развития базиса личностной культуры дошкольника
начало года
середина года
конец года
2006 -2007
1,1
1,5
1,8
2007-2008
1
1,4
1,9
2008-2009
1,1
1,6
2
2009-2010
1,2
1,6
2,4
2010-2011
1,2
1,7
2,7
Уровень сформированности ценностных ориентиров участников эксперимента на основе приобщения к традициям православной духовной культуры
дети
родители
педагоги
2006-2007
0,3
0,5
1
2007-2008
1,1
1,2
1,4
2008-2009
1,7
1,9
1,9
2009-2010
2,2
2,2
2,3
2010-2011
2,7
2,5
2,7
Если на начальном этапе работы дети православной группы были на одном уровне с детьми контрольной группы, то к концу эксперимента уровень развития базиса личностной культуры воспитанников православной группы превысил уровень контрольной группы на 0,3 балла и составил 2,7 балла. На протяжении всего эксперимента большое внимание уделялось формированию у детей соответствующих православным канонам норм поведения по отношению к старшим, сверстникам.
Так как в экспериментальной группе воспитываются дети разных возрастных категорий, то большое внимание уделяется формированию взаимоотношений между старшими и малышами, умению оказать необходимую помощь, заботиться о других.
Большое внимание на протяжении всего эксперимента уделялось формированию социальных навыков и норм поведения у дошкольников, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи; толерантного отношения к представителям других конфессий. Дети являются активными участниками различных внутрисадовских, городских мероприятий ( День первой православной книги», Дни толерантности в д/с и т. д.) пасхальных фестивалей. ,вместе с родителями посещают храм «Всех святых в земле Российской просиявших».
Не обошли в своей работе и такой момент, как взаимоотношения между детьми разных национальностей и вероисповедания. На примерах народного фольклора Северного Кавказа, его истории мы постарались донести до сознания воспитанников все многообразие культурного наследия нашего региона, что все люди независимо от цвета кожи и религии равны.
На заключительном – результатирующем этапе эксперимента мы подводим итоги нашей работы .У нас накоплен определенный опыт работы по теме « Приобщение детей к ценностям православной культуры, как средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника», методическая база ( планирование, разработки сценариев, занятий и т.д.).Значительно повысился уровень овладения знаниями основ православной культуры: у детей он составляет 2,5 балла, что на 0,6 балла больше, чем на начальном этапе эксперимента. Уровень сформированности ценностных ориентиров участников эксперимента на основе приобщения к традициям православной духовной культуры
составил : у детей 2,7 балла, у родителей -2,5 балла ( 83,3 % родителей)
15 августа 2011 в 21:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.