Детский сад № 14 «Оленёнок» г.Минеральные Воды

« Приобщение детей к ценностям православной культуры,как средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника»

                                          «Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то                                              начинать надо с детей»                                                                                                        Махатма Ганди            Актуальность проблемы В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи. Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций. Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России будет введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики». Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих гармоничное формирование духовно-нравственной личности дошкольника и его социального развития на основе ценностей православной культуры Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи: Задачи: 1. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность и др.); 2. Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории; 3. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека; 4. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности. 5. Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи; формированию толерантного отношения к представителям других конфессий 6. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни; 7. Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.             Объект исследования : процесс  формирования основ православного воспитания дошкольников  через углубленное изучение истории православной культуры родного города  и края, воспитание  толерантного отношения к представителям других конфессий Предмет исследования: содержание и технологии формирования основ православной культуры у детей дошкольного возраста.            Гипотеза:   формирование гармоничной духовно-нравственной личности  дошкольника будет успешным, если:   -педагоги и родители овладеют знаниями основ православной культуры;   - православное воспитание дошкольников будет основано как на формировании чувства собственного достоинства как представителя православия и толерантного отношения к представителям других конфессий;   -  формирование основ православия дошкольников будет основываться на углубленное изучение истории православной культуры родного города  и края.   Новизна: 1. Приобщение к традициям родной православной культуры. 2. Создание условий для религиозного обучения в рамках государственной системы образования.     Этапы и сроки реализации инновационного проекта   Наименование этапов и мероприятий. Сроки выполнения   Этап I Диагностическо-проектировочный декабрь2006 -январь2007 г. Цель: Определение основных направлений работы Задачи: 1. Изучить мнение родителей, педагогов. 2. Изучение научной, социально-психологической и специализированной литературы по данной проблеме. 3 Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива.     Этап II Организационный февраль 2007 – май 2007                    Цель: создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению основ православной культуры. Задачи: 1. Обеспечить нормативно-правовую базу проекта. 2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации. 3. Разработать программу инновационной работы. 4. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности. 5. Разработать учебный план, расписание занятий. 6. Обеспечить программно-методическое сопровождение. 7. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей. 8. Выявить затруднения педагогов. Прогнозируемый результат: • Пакет нормативно-правовых документов; • Методические рекомендации. Этап III Практический Май 2007 – май 2011 Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно-ориентированного подхода. Задачи: 1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по внедрению основ православной культуры. 2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению. 3. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания «Программы духовно-патриотического воспитания детей «Свет Руси» В.Н.Вишневской 4.  Апробация вариативных форм работы с детьми (занятия, кружок, праздники, развлечения и др.). 5. Разработка дидактических игр, пособий. 6. Подбор демонстрационного материала. Прогнозируемый результат: • научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план); • разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей проекта; • разработка методических рекомендаций; • коррекция нарушений в поведении детей; Этап IY Обобщающий Май 2011 Цель: Подведение итогов инновационной работы по внедрению и апробированию программы Задачи: 1. Проанализировать результаты, деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта. 2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации программы. 3. Определить приоритетные формы работы с детьми и родителями. Прогнозируемый результат: • Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций; • Аналитическая справка; • Анализ результатов, полученных в ходе проекта: - достижений – что сделано; - трудностей как возможностей, что можно было сделать; - анализ процесса – между фактическим и необходимым; • Распространение опыта среди ДОУ города в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры (к 2011 г.) Условия проведения инновационного проекта: • научно-методическое и педагогическое обеспечение; • организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта; • социальное партнерство (храм, учреждения культуры, родители, образовательные учреждения). Работа служб в рамках реализуемого проекта: Методическая служба обеспечивает: • координацию планирования работы; • отслеживание нагрузки на детей; • координацию деятельности специалистов в ДОУ; • координацию взаимодействия с социальными партнерами; • подготовку методического обеспечения; • разработку перспективно-тематического планирования, методических разработок; отбор методов и приемов; • подготовку материалов по результатам деятельности; • организацию обмена опытом; • ведение отчетной документации. Психологическая служба обеспечивает: • сопровождение детей; • выявление и коррекцию внутреннего психологического состояния ребенка (уровень тревожности, агрессивности, наличие и отсутствие страхов, другие личностные проблемы); • организация психологической помощи по запросам родителей; • составление психологических экспериментальных заключений. Педагогическая служба обеспечивает: • координирование нагрузки на детей • подбор и изготовление дидактических игр, пособий, демонстрационного материала, литературы; • осуществление работы с детьми по программе. Участники реализации инновационного проекта: • дети; • педагоги; • родители; • социум. Способы реализации: Дети: • кружковые занятия; • использование пословиц, поговорок; • чтение произведений, рассматривание иллюстраций; • экскурсии, посещение храма с дальнейшей беседой; • создание игровых и проблемных ситуаций; • практическая художественная деятельность; • просмотры видеофильмов; • рассматривание икон, репродукций, картин художников; • прослушивание аудиозаписей песнопений; • дидактические, настольно-печатные игры; • праздники и развлечения; • обыгрывание и драматизация сюжетов; • выставки детских работ, участие в конкурсах.                             Прогнозируемый  результат:    1. Повышение уровня знаний основ православия у родителей и педагогов.     3. Повышения уровня сформированности основ православной культуры у дошкольников ,основанных на углубленном изучении истории православной культуры родного города  и края.     4. У детей дошкольного возраста будут сформированы основы толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповедания. Практическая значимость обусловлена: а) возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности – при работе с дошкольниками и их родителями ; б)возможностью использовать ценности православной культуры как средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника; в) возможностью использования регионального компонента при формировании основ православия и толерантности у детей дошкольного возраста Экспериментальная группа была сформирована на основе заявлений родителей, желающих, чтобы их дети посещали группу с приоритетным осуществлением православного воспитания. На первом этапе эксперимента было проведено анкетирование родителей по выявлению наличии знаний основ православия, которое показало, что только 15% семей имели четкое представление о православной культуре  и строили домашний быт по православным канонам.   23 % родителей имели определенный уровень знаний, но применяли их на практике от случая к случаю. И у 62% родителей был низкий уровень владения основами православия и соответственно в отношениях с детьми эта сторона воспитания опускалась. Что касается педагогов, то на первом этапе уровень их компетентности по данной теме был достаточно высок , так как воспитатели прошли специальные курсы и имели необходимый для работы багаж знаний.     На втором этапе работы  была создана нормативно-правовая база,    разработаны учебный план и расписание занятий, подобрана необходимая методическая литература.               Формирующую часть  экспериментальной деятельности мы разделили на несколько  этапов: 2006-2007 г. – проводилась работа по теме : «Православное духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» с целью ознакомления и приобщения дошкольников к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного писания и фактов отечественной истории. Диагностирование детей показало: -на начало года: дети имеют поверхностное понимание окружающего мира, им понятна, конкретная, причинная связь в рассказах из Священного писания, но их понимание ограниченно еще недоступными им историческими и географическими понятиями. Внимания хватает на несколько минут, большая потребность двигаться. Понятие о Церкви ограниченно исключительно впечатлениями о здании Храма; - на конец года: понятие детей о Боге определяется мыслью о нем, как о Творце всего окружающего мира, управляющего им.Дети познакомились с Храмом, церковной утварью, они хорошо усваивают короткие молитвы, дружелюбная атмосфера игры и труда на занятиях Закона Божия помогает ребенку для его душевного развития. Общий балл  на конец года: 1,9. В ходе работы были разработаны и проведены открытые занятия на темы : «Сретение Господня», «Вход Господня в Иерусалим»,сценарии  утренников «Рождественская быль», «Богатыри земли русской» 2007-2008 г. – тема « Театрализация православных праздников- как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Цель  разработки данной темы : способствовать развитию творческих способностей через театрализацию православных праздников, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством и творчеством. Диагностирование детей : - на начало года: дети плохо знакомы с основами драматического искусства, в игровых ролях мало выразительны, речевая активность детей при создании образов характерных персонажей. Не развито умение передавать мимикой жестами, позой, движением основные эмоции. На конец года: дети охотно участвуют в театрализованной деятельности, разворачивают сюжеты по мотивам Библейских историй и знакомых сказок. Стараются передать характер игрового персонажа, используя мимику, жесты, движение. Общий балл диагностики – 2 б. Разработаны и проведены открытые занятия «Крещение Господня», «Воскресение Христово»,показ мини-спектакля «Колобок»,драматизация стихотворения «Пасхальный лубок».   2008-2009 г.  тема «Православное духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Цель: формирование  интереса и уважения к ценностям духовной православной культуры, традициям и истории своего отечества. Диагностика детей показала  на начало года: дети имеют слабое представление о героических подвигах защитников Руси и нашего отечества ,истории родного края, жизни своих предков, их традициях, обычаев, культурного наследия. На конец года: воспитанники познакомились с истоками православия, героическим наследием своего народа; у них сформировано чувство уважения к своему отечеству,  народу и его героям. Они не только знают о подвигах былинных богатырей, защитников России, но и могут об этом рассказать. Общий балл на конец года- 2.2б. Были проведены открытые занятия по темам «О колоколах и Русском православном звоне», «Благовещение Пресвятой Богородицы»,рождественский и пасхальный утренники,  развлечение «Мой город -Минеральные Воды»; возложение цветов на мемориале «Огонь Вечной Славы» 11 января.     2009-2011 г. -  тема «Православная культура нашего региона». Цель: формирование основ православного воспитания дошкольников  через углубленное изучение истории православной культуры родного города  и края, воспитание  толерантного отношения к представителям других конфессий.  В процессе работы по данной теме были проведены открытые занятия к праздникам «Святых Жен –  Мироносиц», «Всех Святых в земле Российской просиявших»,праздники «День толерантности»,»Земля –наш общий дом», «Люблю тебя ,мой край родной»,»День Победы».  Дети были участниками таких мероприятий : «День первой православной книги», Пасхальный фестиваль детского и юношеского творчества , конкурс  рождественского рисунка «Малютка Христос», конкурс художественного творчества «Здравствуй, космос» поздравление ветеранов ВОВ в храме «Всех святых в земле Российской просиявших»   Диагностика знания основ православной культуры   начало года середина года   конец   года 2006-2007 1 1,3 1,9 2007-2008 1,1 1,7 2 2008-2009 1,2 1,8 2,2 2009-2010 1,1 2 2,3 2010-2011 1,2 2 2,5   На протяжении всего эксперимента проводилась диагностика как знаний основ православной культуры, так уровня развития базиса  личностной культуры дошкольников.     Уровень развития базиса  личностной культуры дошкольника   начало года середина года конец года 2006 -2007 1,1 1,5 1,8 2007-2008 1 1,4 1,9 2008-2009 1,1 1,6 2 2009-2010 1,2 1,6 2,4 2010-2011 1,2 1,7 2,7           Уровень сформированности ценностных ориентиров участников эксперимента на основе приобщения к традициям православной духовной культуры   дети родители педагоги 2006-2007 0,3 0,5 1 2007-2008 1,1 1,2 1,4 2008-2009 1,7 1,9 1,9 2009-2010 2,2 2,2 2,3 2010-2011 2,7 2,5 2,7   Если на начальном этапе работы дети православной группы были на одном уровне с детьми контрольной группы, то к концу эксперимента уровень развития базиса  личностной культуры воспитанников православной группы превысил уровень контрольной группы на 0,3 балла и составил 2,7 балла.  На протяжении всего эксперимента большое внимание уделялось формированию  у детей  соответствующих православным канонам норм поведения  по отношению к старшим, сверстникам. Так как в экспериментальной группе воспитываются дети разных возрастных категорий, то большое внимание уделяется формированию взаимоотношений между старшими и малышами, умению оказать необходимую помощь, заботиться о других.   Большое внимание на протяжении всего эксперимента уделялось формированию социальных навыков и норм поведения у дошкольников, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи; толерантного отношения к представителям других конфессий. Дети  являются активными участниками различных внутрисадовских,  городских мероприятий ( День первой  православной книги», Дни толерантности в д/с и т. д.) пасхальных фестивалей. ,вместе с родителями посещают храм «Всех святых в земле Российской просиявших». Не обошли в своей работе и такой момент, как взаимоотношения между детьми разных национальностей и вероисповедания. На примерах  народного фольклора Северного Кавказа, его истории  мы постарались донести до сознания воспитанников все многообразие культурного наследия нашего региона, что все люди независимо от цвета кожи и религии равны.  На заключительном – результатирующем этапе  эксперимента мы подводим итоги нашей работы .У нас накоплен  определенный опыт работы по теме « Приобщение детей к ценностям православной культуры, как  средство социального развития и гармоничного формирования духовно-нравственной личности дошкольника», методическая база ( планирование, разработки сценариев, занятий и т.д.).Значительно повысился уровень овладения знаниями основ православной культуры: у детей он составляет 2,5 балла, что на 0,6 балла больше, чем на начальном этапе эксперимента.  Уровень сформированности ценностных ориентиров участников эксперимента на основе приобщения к традициям православной духовной культуры составил : у детей 2,7 балла, у родителей -2,5 балла ( 83,3 % родителей)  
15 августа 2011 в 21:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.